Дизель замешают на авиакеросине: Путин снял акциз

13.10.2025 · Экономика

Президент Владимир Путин подписал указ, согласно которому порог отклонения для выплаты топливного демпфера по бензину и дизельному топливу не будет учитываться с 1 октября до 1 мая.

В документе говорится, что расчет демпфера в этот период будет производиться без учета отклонения средних оптовых цен на дизельное топливо и 92-й бензин от предельных отметок.

Суть топливного демпфера заключается в том, что правительство, выплачивая субсидию переработчикам, мотивирует нефтяников поставлять больше бензина и дизеля на внутренний рынок, а не на экспорт. Если продавать топливо за рубеж выгоднее, чем внутри страны, то с помощью демпферного механизма власти компенсируют нефтяным компаниям разницу с экспортом, стабилизируя таким образом динамику цен. Но если внутренние цены на топливо становятся выше определенных значений, демпферные выплаты обнуляются.

Согласно действующему Налоговому кодексу, если оптовые цены на топливо в среднем за месяц отклоняются от установленных индикативных цен (в 2025 году такими индикативными ценами являются 60 450 руб. за тонну по бензину и 57 200 руб. за тонну по дизелю) более чем на 10% по бензинам и 20% по дизтопливу, то демпфер за этот месяц не выплачивается.

Однако из-за рекордно высоких цен на бензин, возникших этим летом в результате внеплановых ремонтов на НПЗ, в правительстве обсуждался вопрос о расширении диапазона отклонения индикативных цен для демпфера на 5 п.п. задним числом, с 1 августа. Это дало бы возможность нефтяным компаниям получить выплаты из бюджета по топливному демпферу за последний летний месяц, поскольку средняя цена бензина АИ-92 превысила предельно возможный уровень. Соответствующее поручение обеспечить ретроспективное увеличение индикативных цен в середине августа дал Минфину и Минэнерго вице-премьер РФ Александр Новак. Однако в конце августа Новак сообщил, что диапазон отклонения будет расширен на 10 п.п., но с 1 сентября.

Мораторий на обнуление топливного демпфера поможет сохранить выплаты нефтяным компаниям и стабилизировать цены на бензин и дизель внутри страны, сообщили РБК в пресс-службе Минэнерго.

Суть топливного демпфера заключается в том, что правительство, выплачивая субсидию переработчикам, мотивирует нефтяников поставлять больше бензина и дизеля на внутренний рынок, а не на экспорт. Если продавать топливо за рубеж выгоднее, чем внутри страны, то с помощью демпферного механизма власти компенсируют нефтяным компаниям разницу с экспортом, стабилизируя таким образом динамику цен. Но если внутренние цены на топливо становятся выше определенных значений, демпферные выплаты обнуляются.

Также из-под акциза выведено дизельное топливо, которое получают при смешивании летнего дизеля с авиационным керосином. Это решение позволит повысить экономическую эффективность производства морозостойких сортов топлива, которые лучше подходят для зимних условий, объяснили в ведомстве. Предельная температура его фильтруемости и застывания, таким образом, вырастет.

В Минэнерго подчеркнули, что главная задача министерства и правительства — обеспечить россиян и промышленность топливом. Также продолжается работа по поддержанию стабильной ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов.

Кроме того, до конца 2025 года действует временный запрет на экспорт автомобильного бензина и дизеля для «непроизводителей». «Эта мера позволяет не допустить перепродажу на экспорт топлива, предназначенного для внутреннего рынка», — пояснили в Минэнерго.