Варшава предъявила Москве нефтяной ультиматум

3.06.2019 · Экономика
нефть газ

Германия оценивает позицию Польши в скандале с грязной нефтью как ультиматум России. Польские власти отказываются начинать очистку своей ветки нефтепровода «Дружба» от загрязнений до выплаты компенсаций, на что РФ пока не соглашается. Из-за блокирования польского участка российская нефть не поступает и в Германию. Эксперты считают, что авария на «Дружбе» подкинула давнему противнику строительства «Северного потока – 2» весомый козырь на переговорах.

Кризис с поставками российской нефти в Европу продолжается уже полтора месяца. Еще 19 апреля белорусская компания «Белнефтехим» сообщила о резком ухудшении качества поступающей по нефтепроводу из РФ нефти.

По данным концерна, содержание хлорорганических соединений в поступающей по нефтепроводу «Гомельтранснефть Дружба» нефти Urals превышало «в десятки раз предельные значения по стандарту». В связи с этим оба белорусских НПЗ – Мозырский НПЗ и «Нафтан» – сообщили об угрозе повреждения оборудования и почти на 50% сократили объемы нефтепереработки. Белоруссия приостановила экспорт светлых нефтепродуктов в Украину, Польшу и страны Балтии из-за поступления некачественной российской нефти. Позднее был остановлен транзит грязной нефти в Европу. В РФ проблему признали, но произошедшее назвали диверсией. РФ и Белоруссия создали рабочую группу, которая должна разработать план мероприятий по восстановлению поставок нефти по «Дружбе», а также оценить убытки из-за поставок некачественной нефти. По оценкам, убытки российской стороны могут достигать миллиардов долларов.

Нефтепровод пока так и не вернулся в привычный рабочий график. Северная ветка российского экспортного нефтепровода остается парализованной с 24 апреля. Польские власти теперь настаивают на том, что северная ветка нефтепровода, которая заканчивается в Восточной Германии, восстановит работу только после того, как ФРГ и Польша договорятся с Россией о выплате компенсаций за нанесенный аварией ущерб. «Достигнуто согласие по техническим аспектам очистки трубы, которое позволит возобновить привычный режим транзита нефти по системе нефтепроводов. Но вопрос компенсаций пока еще не обсуждался», – говорится в ответе польского МИДа.

Варшава объявила, что не намерена в реверсном режиме перекачивать загрязненную нефть обратно в Россию. «Согласно договоренностям, некондиционная нефть, попавшая в Польшу, будет поставлена покупателям (нефтеперерабатывающим заводам) после того, как будет смешана с чистой нефтью в пропорции, гарантирующей, что загрязнение находится на приемлемом уровне», – сообщил МИД Польши. Польша не сообщает, какой объем некачественной нефти в итоге оказался на ее территории. По оценкам «Транснефти», отвечающей суммарно, на территорию Польши попало около 700 тыс. т загрязненной нефти. Стоит отметить, что Польша фактически единственная страна-транзитер, которая не согласилась на предложение России сначала возобновить подачу кондиционной нефти, а потом уже решать вопрос компенсаций за нанесенный ущерб в результате остановки транзита и попадания в нефтепровод грязной нефти. Варшава настаивает на том, что первостепенный вопрос именно порядок возмещения убытков.

«После того как будет урегулирован вопрос компенсаций и удовлетворения претензий со стороны польских и немецких потребителей, прокачка нефти возобновится», – заявили в МИД Польши. И «если договоренность будет достигнута в течение ближайших дней», то поставки чистой нефти возобновятся с 9 июня, говорят в Варшаве. В «Транснефти» в качестве даты возобновления поставок на территорию Польши называют 10 июня. Полное же восстановление транзита по нефтепроводу возобновится 1 июля, рассчитывают в Польше.

В Москве требования Варшавы вначале решать вопрос о компенсациях, а уже потом о способах откачки грязной нефти назвали «неконструктивными».

«Позиция Польши состоит в сведении счетов с Россией по любым поводам из-за сложных политических отношений между странами», – замечает старший аналитик «БКС Премьер» Сергей Суверов. В то же время эксперт сомневается, что Польша сможет вытеснить Россию с нефтяного рынка Европы. «С точки зрения логистики и цены это наиболее выгодные для Старого Света поставки», – говорит аналитик.

Суверов, однако, сомневается, что Россия в итоге примет польский ультиматум. «Согласно договору, все вопросы с компенсациями должны решаться после разрешения текущих вопросов и очистки трубопровода», – отмечает директор Фонда развития права и медиации ТЭК Александр Пахомов. Польша же единственная из европейских стран-получателей решила пощекотать нервы российским коллегам, несмотря на то что изначально была готова к конструктивному диалогу и даже вернула реверсом некоторый объем некондиционной нефти.

По мнению Пахомова, Москва вряд ли пойдет на поводу у Варшавы в вопросах скидки. «Если РФ согласится, это станет мощным поводом другим странам требовать того же. В то же время попытка решать вопросы компенсации только с Польшей точно так же может вызвать недоумение остальных стран», – отмечает эксперт, полагая, что если разрешение последствий аварии затянется, то на Польшу могут надавить и соседние страны.

При этом у самой Варшавы, по мнению Пахомова, есть возможность и дальше спекулировать на этой ситуации. «Германия и Польша, которые покупают наибольшие объемы нефти по «Дружбе», в отличие от соседей не являются сильно зависимыми от нефти из РФ. Они могут при желании компенсировать недостатки из других источников», – подчеркивает он. По его словам, основная цель Польши в этом случае не попытка изолировать РФ от европейского энергорынка, а выторговать себе максимально щедрые условия.

Спекуляция или нет, но рано или поздно РФ придется определяться с суммами компенсаций. Пока что не только государства, но и отдельные компании предъявляют российской стороне свои претензии. Так, глава французской Total Патрик Пуянне, чьи заводы пострадали от загрязнения, заявил в СМИ, что будет добиваться компенсации убытков. «Кто будет платить за очистку? Упоминается значительная сумма, около 15 долл. за баррель. В настоящий момент все смотрят друг на друга в поисках ответственного», – говорит он.

В то же время агентство Reuters со ссылкой на собственные источники сообщает, что несколько НПЗ Германии и Польши достигли предварительного соглашения о разделе загрязненной нефти из трубопровода, которая находится на территории двух стран. «Каждый возьмет на себя некоторую часть», – говорит один из источников СМИ.

Как уточняет агентство, соглашение о разделе загрязненной нефти заключили четыре НПЗ – немецкие заводы Leuna и PCK, а также польские – PKN Orlen и Lotos. Заводы планируют отбирать из трубопровода загрязненную нефть, большая часть которой в настоящее время находится на территории Польши, и смешивать ее с чистой нефтью, которую они получают морскими поставками.

Однако не исключено, что в будущем и эти поставки могут попасть «под удар». Reuters пишет, что некондиционная нефть из Белоруссии будет прокачана по участкам трубопроводов Унеча–Самара и Полоцк–Ярославль. Далее ее будут смешивать с чистой нефтью в региональных хранилищах, что в итоге может привести к росту содержания органических хлоридов в сырье на ряде направлений.



Загрузка...
Комментарии для сайта Cackle