США решили приземлить российскую авиацию

26.11.2020 · Экономика

США могут ввести санкции против российского Минобороны, ряда оборонных предприятий и гражданской промышленности. Санкции угрожают и проекту создания среднемагистрального самолета МС-21.

В черновой список американских санкций попали 89 китайских и 28 российских компаний, которые, по версии Вашингтона, могут быть связаны с вооруженными силами этих стран. Впервые под санкции могут попасть сразу несколько ключевых предприятий гражданского авиастроения России и Китая. В документе указано более 10 предприятий гражданского авиастроения, в том числе производителей вертолетов и авиадвигателей, разработчиков и поставщиков авиационных материалов и систем организации воздушного движения.

Особенно обращает на себя внимание наличие в этом списке «Корпорации Иркут», которая, в частности, производит новые ближнесреднемагистральные пассажирские самолеты МС-21, а также в сотрудничестве с китайской СОМАС (тоже есть в новом списке) планирует создание широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета нового поколения CR929.

МС-21 – серьезный конкурент самых успешных самолетов американского Boeing и европейского Airbus. Он создается с середины нулевых годов. В мае 2017-го он совершил свой первый полет с иностранными крыльями и импортными двигателями. В январе 2019 года из-за санкций США в отношении ОАК и «Ростеха» (а «Иркут» входит в этот холдинг) американская компания Hexcel и японская Toray Industries прекратили поставки композитных материалов для крыльев МС-21. Тогда глава «Ростеха» Сергей Чемезов признал, что сроки серийного производства лайнеров будут сдвинуты на год.

Производителя композитного материала нашли на просторах отечества, точнее в недрах Росатома. Однако материал необходимо превратить в крыло, затем испытать его и сертифицировать, а на все это также требуется время.

В начале ноября 2020 года «Ростех» сообщал о том, что самолет уже с российскими двигателями ПД-14 переведен из цеха окончательной сборки в летно-испытательное подразделение Иркутского авиационного завода. Ожидается, что до конца 2020 года самолет взлетит уже с новыми двигателями.

По мнению директора Института Дальнего Востока РАН Алексея Маслова, новыми ограничениями против Пекина и Москвы Вашингтон хочет помешать успешной реализации российско-китайского проекта перспективного широкофюзеляжного самолета CR929. «США крайне опасаются, что самолет РФ и КНР нанесет сильнейший удар по Boeing. Если проект CR929 будет успешно завершен, Россия и Китай не будут зависеть от импортных поставок», – заявил эксперт. При этом он не исключает, что Байден может отменить санкционные меры, которые вводил или будет вводить в ближайшее время Трамп.

В Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) заявили: «Наши специалисты изучают информацию, появившуюся в СМИ. Реализация ключевых гражданских программ ОАК продолжается».

Эксперты не исключают, что расширение санкций пойдет на пользу как укреплению двустороннего сотрудничества авиастроителей России и Китая, так и усилению позиций российских производителей в этом сотрудничестве.

«Мы не знаем точных параметров ограничений, речь пока не об официальном документе, окончательные его параметры пока не известны. В случае если речь действительно пойдет о санкциях против «Иркута», у которого есть проекты и в сегменте боевой техники, санкции могут затронуть и SSJ, и МС-21. ОАК уже запустила программу корпоративной реструктуризации, в случае выделения гражданского авиастроения в отдельное юридическое лицо санкционные риски существенно сократятся», – говорит исполнительный директор отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.

По его словам, программу импортозамещения в гражданской авиации Минпромторг реализует с середины прошлого десятилетия, поэтому уже есть наработки для замены иностранных материалов и компонентов как для SSJ, так и МС-21. Новые возможные санкции могут сказаться на сроках поставок, поэтому, считает Пантелеев, программу импортозамещения необходимо будет ускорить.

«Что касается композитного материала для крыльев МС-21, то он у нас есть, серийное производство в РФ будет доведено до промышленных объемов в 2021 году. Сейчас остались процедурные вопросы, надо завершить программу испытаний крыла из новых материалов для сертификации», – говорит эксперт.

«Создание дальнемагистрального самолета в партнерстве с китайскими компаниями находится еще на той стадии, когда поменять поставщиков – не проблема, поэтому потеря темпа там если и будет, то минимальная, – говорит Пантелеев. – Американские санкции могут привести к тому, что в этом проекте увеличится российское участие, они, например, дают больше шансов, что этот самолет будет летать с российским двигателем».

Эксперт отмечает, что в связи с пандемией промышленность сейчас далеко не на подъеме и у российских производителей есть немного времени, чтобы потратить его на создание российских аналогов необходимых гражданскому авиастроению систем и оборудования.

«Совместный проект самолета еще далек от реализации, Россия и Китай еще не согласовали некоторые принципиальные условия», – говорит президент Русско-азиатского союза промышленников и предпринимателей (РАСПП) Виталий Манкевич. По его мнению, Россия и Китай смогут найти рынок сбыта для этого самолета в странах ЕАЭС, «Пояса и пути», а также в Африке, поэтому перспективы у проекта есть. «Текущие сложности приведут к пересмотру договоренностей, но, вероятно, такое давление покажет нам, что договариваться нужно, как нужно и создавать параллельную американской зону глобализации», – говорит он.

Анатолий Комраков



Загрузка...
Комментарии для сайта Cackle