Новый облик русского «Медведя»

17.03.2018 · В стране
Ту-95

В реалиях современного мира существенно возросла роль Дальней авиации ВКС России как «длинной руки» государства, способной немедленно отреагировать на любую кризисную ситуацию. Это делает жизненно необходимым поддержание российских стратегов на уровне, не уступающем их заокеанским аналогам.

В первую очередь это касается авиационного комплекса Ту-95МС, являющегося основной стратегической силой ВВС России и входящего в триаду российских ядерных сил сдерживания.

Ту-95МС дозвуковой стратегический самолет-носитель крылатых ракет с четырьмя турбовинтовыми двигателями НК-12МП мощностью 15 тыс. л.с. Первый вылет на прототипе стратегического бомбардировщика Ту-95 был выполнен 12 ноября 1952 года, на опытном образце ракетоносца Ту-95МС – в сентябре 1979 года. Серийное производство Ту-95МС в 1981–1983 годах осуществлялось на таганрогском заводе «ТАВИА» ныне Таганрогский авиационный научно-технический комплекс (ТАНТК) им. Г.М. Бериева, в 1983–1992 годах – на самарском заводе «Авиакор». Всего было выпущено более 90 самолетов. Ракетоносец Ту-95МС был принят на вооружение в декабре 1983 года.

Однако новый век и изменившаяся геополитическая обстановка поставили перед Дальней авиацией новые задачи, а кроме того, средний возраст строевых Ту-95МС перевалил за 30 лет, что настоятельно требует проведения не только капитального ремонта, но и модернизации комплекса. Как отметил руководитель программы, главный конструктор самолетов Ту-95, Ту-142 и их модификаций в компании «Туполев» Евгений Деянов, «Модернизация Ту-95МС необходима для повышения его летно-технических характеристик, эффективности целевого применения, а также увеличения назначенного срока службы самолета».

Основной задачей проводимой модернизации является поддержание боеспособности находящихся в строю Дальней авиации самолетов Ту-95МС в части оснащения новыми более эффективными и перспективными бортовыми системами, а также повышение надежности элементов комплекса.

Работа по совершенствованию Ту-95МС до варианта Ту-95МСМ компанией «Туполев» проходит в рамках государственного контракта, согласно которому программа обновления самолетов этого типа началась с декабря 2009 года. Модернизация Ту-95МС, проводимая одновременно с капитальным ремонтом, выполняется в Таганроге на ТАНТК им. Г.М. Бериева, авиационном заводе «Авиакор» в Самаре и на площадке компании «Туполев» в Жуковском.

По словам того же Евгения Деянова: «Работы по обновлению ракетоносцев Ту-95МС разделены на два этапа. А именно, в первую очередь осуществляется замена наиболее критичных комплектующих изделий, во вторую – проводится глубокая модернизация, охватывающая все бортовое радиоэлектронное оборудование». Начальник Генерального штаба ВС РФ Валерий Герасимов заявлял, что в ходе модернизации дальних бомбардировщиков «на них устанавливаются более мощные двигатели, бортовое радиоэлектронное оборудование переводится на отечественную элементную базу, расширяется спектр применяемых средств поражения».

В ходе работ идет замена радиоэлектронного оборудования, устанавливается новый прицельно-навигационный комплекс, совершенствуются бортовой комплекс связи, бортовая радиолокационная станция, комплекс радиоэлектронного противодействия, система объективного контроля и система управления оружием.

Модернизация бортовой радиоэлектроники позволяет Ту-95МСМ применять новые высокоточные крылатые ракеты воздушного базирования типа Х-555, Х-101 и Х-102. Самолет может нести восемь ракет типа Х-101 или Х-102 на четырех балочных держателях под крылом. При этом остается возможность применения и старых ракет Х-55, Х-55СМ, а также новых Х-555 – эти крылатые ракеты подвешиваются на пусковое устройство в фюзеляжном отсеке вооружения.

К настоящему моменту Министерству обороны Российской Федерации передано 13 самолетов модернизированных до уровня Ту-95МС, планируется и далее производить ремонт и обновление ракетоносцев. Так 17 февраля нынешнего года был передан экипажу Дальней авиации и успешно совершил перелет к месту своего базирования очередной борт Ту-95МС, прошедший капитальный ремонт и модернизацию на ТАНТК им. Г.М. Бериева. Всего же, по словам министра обороны РФ Сергея Шойгу, в 2018 году в боевой состав ВКС России войдут шесть обновленных стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев.

Стоит отметить, что Ту-95МС и Ту-95МСМ уже «понюхали пороху» в Сирии. 17 ноября 2015 года Ту-95МС нанесли удары крылатыми ракетами Х-555 по позициям боевиков запрещенной в РФ террористической организации «Исламское государство» в провинциях Алеппо и Идлиб. Это стало их первым боевым применением по реальным целям.

17 ноября 2016 года состоялся боевой дебют Ту-95МСМ, в ходе которого крылатые ракеты Х-101 были выпущены по террористам. Самолеты взлетали с одного из аэродромов на российской территории и, совершив две дозаправки в воздухе, преодолели более 11 тыс. км. Пуск крылатых ракет по целям выполнялся над акваторией Средиземного моря.

Отметим, что аналогичная ситуация наблюдается и по ту сторону океана в развитии стратегической бомбардировочной авиации США. Судя по озвученным планам Пентагона, куда более «возрастные» чем Ту-95МС, стратегические бомбардировщики В-52 планируется эксплуатировать до начала 2040-х годов, вместе с новейшими стратегическими бомбардировщиками B-21 Raider. При этом гораздо более «молодые» бомбардировщики В-2 и В-1 в этот же период планируется списать.

Прошедший модернизацию и оснащенный перспективными системами оружия, включая высокоточные крылатые ракеты различных типов, Ту-95МС является мощным ударным авиационным комплексом, способным действовать вплоть до середины XXI века.



Загрузка...
Комментарии для сайта Cackle