Иностранцы отказываются от перевозок по Северному морскому пути

30.03.2017 · Экономика
ледокол

Владимир Путин хотел возродить мечту Иосифа Сталина об увеличении присутствия в Арктике, создав международный транспортный путь, который мог бы конкурировать с Суэцким каналом. Тем не менее пока России придется довольствоваться им в одиночку.

Хотя в 2016 году объем грузопотока по Северному морскому пути оказался беспрецедентным в постсоветской истории, иностранных судов было замечено мало. Вместо того чтобы ждать, пока эту артерию облюбуют международные транспортные компании, Россия сама осваивает СМП, который открыт всего четыре с половиной месяца в году и позволяет сэкономить до 12 дней в пути между Европой и Азией.

«Все дело в стоимости транспортируемых товаров, — сказал Феликс Чуди, председатель правления норвежской Tschudi Shipping Co AS. — Низкие цены на нефть и конъюнктура фрахтового рынка снижают привлекательность СМП».

Путь, впервые опробованный в 19-м веке и ставший более доступным благодаря глобальному потеплению, теряет привлекательность для зарубежных компаний в эру дешевой нефти.

После обвала цен на сырье грузовые тарифы СМП не могут конкурировать со ставками фрахта на традиционных маршрутах через Индийский океан, Суэцкий канал и Средиземное море. И даже в период таяния арктических льдов судоходные условия остаются непредсказуемыми, а издержки — достаточно высокими для того, чтобы удерживать от использования СМП и некоторые российские компании, включая ПАО ГМК «Норильский никель», которое пока предпочитает традиционные южные пути экспорта в Азию.

В прошлом году на транзитные грузы пришлось менее 3 процентов грузопотока через СМП, а в 2012-2013 годы их доля составляла более 30 процентов, свидетельствуют официальные данные. Это не помешало общему грузопотоку побить рекорд, установленный на закате СССР в 1987 году, при этом РФ рассчитывает на сохранение позитивного тренда с началом в этом году поставок с крупнейшего в Арктике завода по производству сжиженного природного газа.

Внутренние нужды

Россия, которой принадлежит половина побережья Арктики, где сконцентрировано почти 60 процентов ее углеводородных ресурсов, адаптирует северную транспортную артерию под решение внутренних задач, при этом основную часть прироста в прошлом году обеспечили поставки оборудования на место строительства завода по проекту «Ямал СПГ» во главе с ПАО «Новатэк», говорит Сергей Балмасов, руководитель мурманской консалтинговой компании NSR Information Office.

В прошлом году отправки угля, металлов, продуктов питания и топлива по Севморпути составили 7,48 миллиона тонн, превысив уровень 2015 года на 38 процентов, свидетельствуют данные федерального агентства, в ведомстве которого находится СМП. В предстоящие годы локомотивом грузопотока должно остаться совместное предприятие во главе с Новатэком по производству СПГ после того, как к концу 2017 года оно начнет вырабатывать топливо, предназначенное главным образом для клиентов в Азии. По прогнозам вице-премьера Дмитрия Рогозина, к 2022 году общий грузопоток может составить 40 миллионов тонн.

Вместо того чтобы открыть новый транспортный коридор мирового значения, как планировалось в 2015 году, Путин невольно возвращается к внутренним задачам, которые ставило перед собой и руководство страны в советскую эпоху. Коммунистическая партия при Сталине в 1934 году представила стратегию развития Северного морского пути, которая предусматривала разнообразные меры, от строительства арктических портов до создания оленеводческих хозяйств.

«Арктика сама по себе занимает важное место в повестке Кремля», — говорит Сверре Бьорн Свеннинг, директор по исследованиям в судовом брокере Fearnleys A/S в Осло. Но пока маршрут используется, скорее, для собственных перевозок, чем для транзита, отметил он. Его компания и консалтинговая фирма Drewry Maritime Research прогнозируют сохранение низких объемов транзита из-за ограниченного сезона навигации, сурового климата и более низких тарифов на традиционных путях.



Комментарии для сайта Cackle